Чип Тюнинг / Chip Tuning

Виды чип тюнинга. Описание этапов чип тюнинга.


Чип тюнинг (chip – микросхема, tuning – настройка, регулировка) это изменение корректировка алгоритмов управления узлами, агрегатами автомобиля. Чаще всего «чиповке» подвергается двигатель. Алгоритмы управления это программы. Записаны они в электронном блоке управления ЭБУ (ECU).

Виды чип тюнинга

В зависимости от того, что нужно сделать с автомобилем различают виды чип тюнинга.
Увеличение мощности, крутящего момента, улучшение отзыва педали газа и т.д. – основной вид в понимании чип тюнинга как такового. Далеко не все двигатели хорошо поддаются этому виду чип тюнинга.
Атмосферные двигатели чипуются незначительно.  Влияние на максимально возможную динамику авто небольшое. Основным плюсом такого апгрейда может стать более тонкая настройка двигателя в среднем, наиболее востребованном диапазоне оборотов, благодаря чему машина станет уверенней тянуть уже “с низов”. Как следствие, ощущение улучшившейся динамики (субъективно) и уменьшения расхода топлива, при том же «умеренном» стиле езды.
Турбированные двигатели наиболее продуктивно поддаются чип-тюнингу. Прирост мощности и крутящего момент может действительно впечатлять – 30-40% прибавки, и это без каких-либо вмешательств в мотор. Достигается это путем перезаливки прошивки, в которой несколько изменена топливная карта и поднято давление наддува.
Кстати, именно так у некоторых производителей разнятся модификации одного и того же мотора, где только от вариации прошивки зависит, какую мощность выдаст двигатель.
Проводя такой чип тюнинг нужно четко понимать: выдержит ли трансмиссия возросший крутящий момент от двигателя. Часто пренебрежение этим приводит к выходу ее из строя. Так же не стоит «чиповать»  двигатели с изношенной поршневой группой и турбиной. Это часто приводит к их скорой поломке.
Отключение систем, замена узлов.
Замена форсунок, турбин с большей производительностью требует соответственных изменений в прошивке. Сажевый фильтр DPF, система рециркуляции выхлопных газов EGR, катализатор – восстановление этих систем довольно дорогое. Чаще всего у владельца нет средств для их ремонта. Да и необходимости для его проведения тоже нет. Удаление этих систем переводит автомобиль из Euro5 в Euro2, а в нашей стране допускается эксплуатация автомобилей без них. К тому же эксплуатация авто на некачественном топливе, изношенная поршневая группа приводит к существенному уменьшению ресурса их эксплуатации и быстрому выходу из строя.
Кстати, отключение систем экологии приводит к увеличению мощности и снижению расхода топлива, за счет уменьшения сопротивления выхлопной системы и отключению принудительной регенерации (для сажевого фильтра DPF) .
Изменение вида топлива. 

Чип-тюнинг необходим для большинства автомобилей при установке на них ГБО (газобаллонного оборудования), так как оптимальный УОЗ (угол опережения зажигания) для газового топлива существенно отличается от такового для бензина, а корректировка УОЗ возможна только при изменении калибровок программы управления двигателем.

Чип тюнинг можно разбить на несколько «технических» этапов

Считывание программы.
a)    Программа из ЭБУ считывается через диагностический разъем OBDII. Блок с автомобиля не снимается. Все происходит на автомобиле. При чтении программы через OBDII вычитается часть программы (карты). Этого достаточно для отключения EGR, DPF, катализатора, изменения угла опережения зажигания (УОЗ). Для восстановления ЭБУ или создание клона необходима полная разборка.
b)    Программа считывается непосредственно с платы блока. Необходимо снятие и разборка блока.  
c)    Производители блоков управления иногда ставят защиту от считывания. Некоторые блоки необходимо сначала «разлочить». После чего можно с ними работать.
Для чтения необходимо иметь специальное оборудование и программное обеспечение. При чем для блоков разных производителей разное. Одним комплектом невозможно вычитать все. Некоторые блоки, особенно недавно выпущенные, вычитать иногда невозможно.
Корректировка, модификация программы
Это, собственно говоря, основной процесс чип тюнинга. В зависимости, от того что мы хотим поменять находятся соответствующие участки, фрагменты в вычитанной программе и проводится их изменение. Найти то что нужно изменить - непросто.  Программа вычитывается в виде бинарного кода это «1» и «0». Для поиска нужных участков используется специальные программы, которые налаживают на код «шаблоны» - дамосы. После чего видно, какие участки в программе необходимо изменять.
Запись программы
Программа после модификации должна быть обратно записана с ЭБУ. Обычно это производится тем же методом, что и считывание. Запись нужно проводить очень осторожно. Любые просадки по напряжению, нарушение контакта в цепях может привести к сбоям процесса записи и блокировке ЭБУ.
Чип тюнинг - ответственный процесс. От аккуратности и квалификации специалиста, который его проводит, зависит эффект всего чип тюнинга.
Так же, очень важно перед «чипованием» автомобиля провести тщательную диагностику. При выявлении ошибок или неисправностей необходимо их устранить. Чип тюнинг неисправного автомобиля не дает положительного эффекта. А только, скорее всего, усугубит ситуацию.