Клапан EGR. Система рециркуляци выхлопных газов ЕГР

Описание принципа работы клапана EGR. Причины возникновения отказов в работе системы рециркуляции отработанных газов. Как правильно отключить клапан EGR


Клапан EGR (Exhaust Gas Recirculation - рециркуляция отработавших газов) - это устройство, которое сокращает выбросы NOx, для соответствия автомобиля  требованиям стандарта Евро5.


Принцип работы


Принцип работы системы ЕГР заключается в добавлении выхлопов к воздуху во впускном коллекторе автомобиля. Концентрация оксидов азота в отработанных газах обусловлена высокими температурами в камерах сгорания двигателей, где избыточный кислород окисляет Азот. Благодаря добавлению выхлопов во впускной коллектор концентрация кислорода стает меньшей, за счет чего температура сгорания топлива и уровень токсичности выбросов (NOx) в атмосферу уменьшается.
Основой всего устройства является клапан EGR, с помощью которого регулируется объем отработанных газов, подаваемых обратно на впуск. И принцип его действия, в зависимости от типа мотора, различен. В дизельных агрегатах данная система срабатывает на холостых оборотах и обеспечивает до половины всего воздуха на впуске. При повышении оборотов двигателя, клапан закрывается, впредь до полного закрытия при определенной нагрузке. Во время прогрева клапан в закрытом положении. В бензиновых автомобилях заслонка ЕГР открыта только при низкой и средней нагрузке и подает выхлоп во впускной коллектор обеспечивая до 10% необходимого воздуха.


Причины возникновения отказов в работе  системы рециркуляции отработанных газов


Система очень требовательна к качеству топлива и состоянию поршневой группы двигателя. Клапан EGR, датчики, впускной коллектор — покрываются нагаром, что приводит двигатель к не стабильному функционированию. Нагар возникает из-за плохого качества горючего, неполадок системы питания и вентиляции картера, износ поршневой, неправильная работа турбокомпрессора, неисправностей сенсоров, управляющих заслонкой ЕГР.
Образование сажевого налета на клапане приводит к тому, что он заклинивает или срабатывает с замедлением. Клапан ЕГР может заклинить как в открытом, так и закрытом положении. В первом варианте результатом для дизельных двигателей будет снижение мощности, а в бензиновых агрегатах – неустойчивая работа на холостом ходу. Во втором случае дизель будет вести себя более «жестко», а бензиновый двигатель будет больше расходовать топлива.  Замедленное срабатывание клапана EGR не имеет ярко выраженных симптомов и зачастую отражается на холостых оборотах двигателя.


Как правильно отключить клапан EGR


Современные автомобили имеют специальные алгоритмы в блоке управления двигателем (ЕБУ/ECU), которые контролируют работу системы рециркуляции выхлопных газов. Поэтому простое перекрытие клапана EGR часто приводит к высвечиванию ошибки «check engine» на панели приборов. Так же двигатель может перейти в «аварийный» режим работы с ограничением мощности и оборотов.